20.01.2021 - 31.12.2021

Согласно восточному календарю, год Быка начнется 12 февраля. В ожидании этого события Музей русского лубка и наивного искусства открывает выставку, посвященную символу 2021 года.

Герман Блинов «Вспоминаю детство» 2015 г.

Образы быка и коровы укоренились в культуре еще в древние времена. Одними из первых изображений эпохи палеолита были наскальные рисунки копытных, в том числе буйволов; в виде коровы представляли в Древнем Египте богиню неба Мехурт; Крито-Микенская цивилизация сохранила память о полубыке-получеловеке Минотавре… Этот список можно продолжать очень долго, но лучше обратимся ко дню сегодняшнему, в частности к наивному искусству XX-XXI вв. Любопытно, что в наиве буренки – чаще всего элемент жанра и сюжетных сцен. Так, например, на картинах бытописателей сельской повседневности Ивана Сарычева и Нины Варфоломеевой корова наравне с другими домашними животными вплетена в круг жизни крестьянина и выступает в роли кормилицы и помощницы. Это животное не только дает молоко для пропитания, но и может помочь вспахать землю в отсутствие лошадей, как это, например, бывало в тяжелые годы войны.

Иван Сарычев «Военная посевная» 1984 г.
Иван Сарычев «Сборы на сенокос» 1983 г.
Нина Варфоломеева «Двор моего детства» 1985 г.

Заметно реже на картинах «классического наива» появляется образ быка или вола. Обычно он фигурирует на изображениях испанской корриды (тряпичное панно Любови Лихановой) или иллюстрациях к какимто литературно-фольклорным произведениям («Пир» Эдмонда Петросяна по пословице «Когда буйвол повален, сразу собираются шакалы и стервятники»).

Любовь Лиханова «Коррида» 2009 г.
Эдмонд Петросян «Пир» 2005 г.

Стоит также отметить величественные и вместе с тем забавные портреты коров Вячеслава Хохлова и Гвидо Ведовато.

Гвидо Ведовато «Пейзаж с коровой» 2012 г.
Вячеслав Хохлов «Сельский мотив» 2000-е гг.

Самой необычной работой на выставке по праву можно считать графический лист Константина Сидорука «Коровье бешенство». Будучи биологом по основной профессии, Сидорук не понаслышке знал об этом серьезном заболевании крупного рогатого скота. Тем не менее, он предпочел избежать натурализма в изображении и создал фантастический образ коровы с крылышками.

Константин Сидорук «Коровье бешенство» 1993 г.

Нельзя назвать быка или корову частотным мотивом непрофессионального искусства, но стоит признать: если уж копытное «попало» на картину художника-наива, то всегда удивит, порадует и точно найдет своего зрителя.

Иван Сарычев «Колхозное стадо»
Иван Сарычев «Лён» 1984 г.
Иван Сарычев «Переселенцы» 1987 г.
Виктор Алексеев «Уголок села Соболевки» 1998 г.
Виталий Романовский «Горное пастбище» 1995 г.