20.01 - 13.06.21

Многие знают, что лубок – это древний вид народного искусства, графические изображения, созданные в технике гравюры. Не секрет, что эти яркие, красочные печатные листы продавались на ярмарках с конца XVII века и были весьма популярны благодаря своей содержательной и ценовой доступности. Но мало кто знает о том, что искусство это родом из Китая.

Известно, что изображения с деревянных досок печатались в Поднебесной уже в VI веке. Самая ранняя из дошедших до нас китайских гравюр датируется 868 годом: это изображение Будды, размещённое на фронтисписе буддийского свитка «Алмазная сутра». Первые опыты цветной гравюры относятся к началу XVII века. Видимо, в это же время зародился китайский лубок — няньхуа («новогодние картины»), который получил особенно широкое распространение в XVIII-XIX веках. Название обусловлено тем, что основная часть картин продавалась в преддверии Китайского Нового года и использовалась в качестве подарков. Существовало два типа изображений – лубочные иконы чжи-ма и наклеиваемые по случаю торжественных событий в доме си-хуа, которые продавались круглый год. Как и русский лубок, изображения няньхуа предназначались для «низших» слоёв населения и пользовались особой популярностью у сельских жителей.

В России деревянная гравюра появилась вместе с книгопечатанием в середине XVI века, но лишь в последнее десятилетие XVII века в это направление врывается мощный поток народного творчества. Возникает русский лубок, ставший национальным достоянием. Своё название лубок получил от луба (древесина липы), который использовался для гравирования и печати лубочных картинок. В XVIII веке луб заменили медные доски, а в XIX – литографские камни, однако имя «лубок» закрепилось за этим жанром навсегда. Лубочные картинки были своеобразной трибуной для «гласа народа», создававшиеся простым людом для простого люда, они отражали его мировоззрение и вкусы. Печатные листы начали активно распространяться в Петровские времена: они стали защитой русской идентичности от заграничных новшеств, привнесённых императором. Лубок также обладал важнейшим просветительским значением, приобщая малообразованных людей к чтению и пересказывая на языке ясных образов самые разные сюжеты, от религиозных до исторических.

Обновлённая экспозиция «Лубок — это ОК» освещает диалог двух культур, России и Китая. Эта выставка даёт возможность самостоятельно анализировать сходства и различия в фольклорном искусстве двух держав, позволяет проследить преемственность и уникальный путь развития народной графики. Как схожие образы осмысляются в национальных культурах России и Китая? Как прогресс повлиял на сюжеты и тематику лубочной картинки в этих странах? Что общего в человеческих ценностях русского и китайца? Ответ на эти вопросы вы найдете в пёстрых, весёлых и красочных картинках.

Условно экспозиция поделена на пять жанрово-тематических групп, отмеченных как в наследии русского лубка, так и в наследии няньхуа.

Народный театр

Русские лубочные листы зачастую изображают скоморохов, музыкантов, танцоров, различные увеселительные действа — возможно, за это их и прозвали «потешными картинками». В Китае лубки с изображением театральных сцен называли сичу няньхуа. Они раскрывают историко-литературные темы, популярные в китайском народном театре.

Дела житейские

И в русской, и в китайской традиции существовали картины познавательно-назидательного характера. В няньхуа изображаются добродетельные персонажи, в русском лубке более распространены сатирические приёмы.

Воины и герои

Сильные, смелые и отважные герои неоднократно становились персонажами лубочных картинок обеих культур, служа примером и доброй памятью о доблестях и подвигах прошлого.

Божественные образы

В наивном эклектизме русских религиозных лубков существует неподражаемая художественная правда и убедительность. Нарезанные обобщенным контуром и ярко раскрашенные, они декоративны и по-народному праздничны. Существовали и «няньхуа-иконы», картины благожелательного характера, несущие в дом атмосферу радости и семейного благополучия.

Бестиарий

Бестиарий – один из древнейших жанров книжной графики, стоит только вспомнить средневековые миниатюры с изображением животных, выразительные, изящные, знаковые. Лубочные мастера также преуспели в этом жанре, изображая зверей и птиц из далёких стран и мифических существ.

Выставка подготовлена совместно с Музеем традиционного искусства ТрадАрт.

Приобрести билеты можно по ссылке: https://www.mos.ru/afisha/tickets/events/2484/.