07.10-22.11.2020

К 100-летнему юбилею великого русского художника Павла Леонова Музей русского лубка и наивного искусства подготовил персональную выставку. Объединённые цирковой темой, в экспозиции представлены 20 картин П.П. Леонова из собрания «Музея русской народной живописи» (коллекция Владимира Мороза и Анны Годик). Большая часть работ экспонируется впервые.

Павел Петрович Леонов (1920-2011) — один из наиболее ярких представителей наивного искусства, участник многочисленных всесоюзных и всероссийских выставок. Дважды удостоен Гран-при: на Международной выставке наивного искусства «INCITA» в Братиславе (Словакия) в 1997 году и на 6-м Интернациональном конкурсе наивного искусства «Gallerie pro art Kasper» в Швейцарии в 2000 году. Он стал первым художником из России, получившим столь высокую и престижную награду. Его имя включено во Всемирную энциклопедию наивного искусства (Белград, 1984). Картины художника, наряду с работами Ивана Селиванова, были использованы при съёмках фильма «Серафим Полубес и другие жители Земли» (1983).

П.П. Леонов родился в селе Волотовском Орловской губернии. Работал на заводах, рубил лес, ремонтировал суда, строил дороги, был столяром, штукатуром, печником, жестянщиком, маляром, художником-оформителем. Жил в Орле, на Украине, в Азербайджане, Грузии, Узбекистане. Впоследствии поселился в Ивановской области. Учился в Заочном народном университете искусств.

В картинах П.П. Леонова «сюжет играет связующую роль, и их можно долго и тщательно рассматривать: в их удивительном многоярусном мире сплелись реальность и фантазия, смешались времена», отмечает кандидат искусствоведения О.Д. Балдина. Полотна насыщены яркой экспрессивностью, линейной выразительностью, ритмическими повторами.

Художник интуитивно создал необычную и оригинальную композицию, которая, помимо равновесия, обладает ещё и определённым ритмом. Гармония противоположностей рождается из сопоставления разных элементов (высоких и низких, больших и маленьких и т.д.) и придает композиционному строю естественность, жизненную достоверность. В картинах есть «интрига», активизирующая зрительское восприятие.

Художник с вольной изобретательностью, живой непосредственной интонацией зачастую, не умея передать индивидуальное сходство, добавляет к портретам множество деталей и цитат. В жанровых сценах через своеобразный натурализм, перемещая признаки эпохи и социальной среды, он раскрывает волнующие его события, внутренний мир, сущность характеров своих героев. Его работы глубоко сцеплены с фольклором, с корнями народного творчества, лубком. Искусство П.П. Леонова преподносит зрителю повод для размышлений.

Произведения художника находятся в Музее русского лубка и наивного искусства, Музее современного искусства, Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Музее-заповеднике «Царицыно», Балашихинской картинной галерее, Музее Органической Культуры (Коломна), Ивановском областном координационно-методическом центре искусства и культуры, Хорватской национальной галерее, Музее Шарлотты Цандер (Германия); в частных собраниях – «Музей русской народной живописи» (коллекция Владимира Мороза и Анны Годик),  «Музей Елены Андреевны Волковой «Мир всем», в коллекциях О.Д. Дьяконицыной, К.Г. Богемской-А.В. Турчина.