20.10 - 31.12.2020

Наивное искусство – это не направление, не школа и не определенная манера. Это разнородное, ускользающее явление творчества художников-самоучек, не имеющих системного представления о технике рисунка и истории искусства. Художник-наив с каждой новой работой радостно обнаруживает себя творцом, нащупывая по наитию верные движения кистью, и одновременно воссоздает сам мир, видя его ясно и остро таким, какой он есть на самом деле[1].

Творческая интенция художника-наива проистекает исключительно из нутряной демиургической потребности к созданию и созиданию, а не от желания славы, богатства и признания. Терниста и сложна дорога этих мастеров. Но с высоко поднятой головой проходят они через горнило непонимания и насмешек – ведь ведет их путеводная звезда искусства, которая, как известно, светит лишь самоотверженным и бескорыстным новаторам и смельчакам.

Смелость в выборе художественных средств и экспериментировании, смелость совершить личный выбор и дерзновенно взяться за кисть вопреки обстоятельствам – всё это свойственно художникам-наивам. Смелость заменяет им знание перспективы и анатомии, «подсказывает», что отсутствие холста может легко компенсировать найденный на помойке обломок ДВП, позволяет честно рассказывать о самом волнующем и сокровенном, не взирая на мнение окружающих.  Всё это сделало возможным посвятить новую экспозицию МРЛИНИ, включающую в себя четыре тематические блока, идее и практике смелости.

“Смелость быть собой”

Данный раздел сформирован преимущественно автопортретами, раскрывающими проблемы самосознания, роли художника и важности личностного роста. Внутренняя рефлексия, направленная на определение себя в мире,  раскрывается через аллегорический, парадный, камерный или даже жанровый образ – но, в любой трактовке, являет искреннее и ясное выражение.

Герман Блинов. Распятый на кресте. 2009. Холст, масло. 85х73

“Смелость быть женщиной”

Раздел сформирован живописными произведениями наивных художниц. В нём представлены различные образы “женского” и разнообразие женского взгляда на мир: от темы сестринства и женской силы до рефлексии над национальными традициями женского образа. Если сфера профессионального искусства долгое время оставалась во власти «белого мужчины», то сфера непрофессионального была открыта для женщин. Мы предполагаем, что именно с этим связано появление такого количества ярких женских имён в наивном искусстве.

Стефания Базыленко. Русская. 1993. Холст, масло. 80х60

“Смелость сражаться, несмотря ни на что”

Раздел сформирован полотнами на батальный и исторический сюжет и композициями на экзистенциальную тематику, раскрывая тем самым драматизм как коллективной, так и личной истории, и размышляя о решимости в преодолении тягот.

Александр Белых. Взятие Казани. 2007. Холст, масло. 150х170

“Смелость надеяться и верить”

Заключительный раздел, задающий оптимистичную ноту в музейном нарративе. Сформирован из произведений на духовную тему в широкой её трактовке, включающей как религиозные и утопические образы, так и камерные личные истории.

Екатерина Медведева (Катя Медведева). Рождество Христово. 1997. Шифон, акрил. 104х81

Экспозиция составлена из произведений классиков русского наива: Павла Леонова,  Кати Медведевой, Стефании Базыленко, Анаит Кикинян, Александра Белых, Василия Шевченко и многих-многих других.

[1] Это верное наблюдение сделано исследователем наивного искусства С.В. Беловым