Skip to main content
Департамент культуры Москвы
+7 (495) 608-52-21
107045, Москва, Малый Головин переулок, 10
+7 (495) 301-03-48
111396, Москва, Союзный проспект, 15а
+7 (499) 367-45-81
105043, Москва, Измайловский бульвар, д.30

Виртуальная выставка "Всё движется любовью"

В экспозиции собраны работы непрофессиональных художников, которые в российском искусствознании принято объединять термином "наивное искусство". Этот термин, возникший во французской художественной критике конца XIX – начала XX века, был заимствован в 1980-ые годы российскими исследователями и к началу 1990-ых "прижился" в научной литературе. С одной стороны, такой ход решил ряд методологических проблем (существующее в советское время понятие "самодеятельное искусство" в новых условиях стало непригодным, так как охватывало и рядовое, ничем не примечательное любительство, и творчество талантливых самородков), с другой – вызывал справедливое недоумение у посетителей выставок наивного искусства. Связано оно с тем, что слово "наивный"[1] в русской традиции ассоциируется с чем-то незамысловатым, простецким и где-то даже глуповатым, а на выставках перед зрителем предстояло серьёзное, глубокое, честное искусство, рассказывающее о человеческих горестях и радостях, о добре и зле, о жизни и смерти.

В экспозиции представлены работы тринадцати самоучек, чьё творчество входит в золотой фонд "классики" наивного искусства. Эти авторы получили признание в 1970 – 1980-ые годы, именно в это время в СССР был пик интереса к наивному искусству. Надо сказать, что в период советской власти самодеятельное творчество трудящихся всегда рассматривалось как компонента социальной культуры. Но если в 1940 – 1960-ых любителей принудительно обучали правильному академическому рисунку, изгоняя всё примитивное как враждебное задачам идеологической пропаганды, то, начиная с 1970-ых, политический дискурс меняется и произведения художников-наивов, творящих исключительно опираясь на внутреннее чутьё и фантазию, попадают в собрания музеев и становятся объектом научного исследования.

У наивного искусства нет адресата, нет манифеста, нет, и не может быть, узнаваемого стилистического кода. Это явление с трудом поддаётся научному анализу, потому как его сложно заключить в какие-либо рамки. Оно подобно самой трепещущей жизни, жизни художника, которую он проживает – создавая, а мы – глядя на картины. Такой ракурс объясняет тематическое многообразие наива, где, как и в жизни, есть место всему: религии, политике, литературе, снам и несбыточным желаниям.

Каждый мастер наивного искусства – яркая индивидуальность, каждый самостоятельно взрастил себя как художника, по наитию нащупывая верные движения кисти, создал уникальную непохожую ни на что живописную манеру. Таких авторов принято объединять по формальному и крайне шаткому критерию – отсутствие систематического художественного образования. По своей основой профессии художник-наив может быть геологом, водителем троллейбуса или строителем, но всё свободное время он посвящает творчеству. Искусство становится императивом, вне которого не мыслится жизнь. Роднит этих чудаков-одиночек, создающих картины не в угоду публики и не ради материальных благ, – любовь, дающая импульс созидать и творить. 

На выставке можно увидеть работы Павла Леонова, Любови Майковой (бабы Любы), Кати Медведевой, Владимира Мизинова, Таисии Швецовой, Александра Белых, Михаила Ржанникова, Павла Реченского, Василия Шевченко, Марии Казьминой, Владимира Аносова, Ксении Корогод, Алексея Кондратенко.

_______________________________________

[1] Французское «naïf»  претерпело изменения от значений «врожденный, прирожденный, коренной» (в первой половине XII в.) через значения «естественный, настоящий, лишённый прикрас» (к середине XVII в.) до «бесхитростный, простой, прямой» к началу XX в. и «невинный, простоватый, простодушный» ко дню сегодняшнему. Происходит от подзнелатинского «nativus» - «врожденный; естественный; тот, кто родился; родной».

IT’S LOVE THAT DRIVES EVERYTHING

Naive art is a special area in modern art culture that defines the works made by self-taught artists, who don’t have the professional education in art but are very talented and unique in their creative manner. This exhibition presents the paintings of 30 artists who are considered to be the greatest ones in the “classical” period of Russian naive art - Pavel Leonov, Lyubov’ Majkova, Katya Medvedeva, Vladimir Mizinov and others. These artists received recognition in 1970-1980s, when the Soviet culture became deeply interested in self-taught artists. Naive art has never issued a manifesto and never has a specific addressee or certain stylistic code common for all artists - instead it is polymorphic and dynamic, and this exhibition aims to show the diversity of themes, images and manners present in Russian naive art.

 

Шевченко Василий Иванович. На лугу

1990. Картон, масло. 70х90 см

 

Шевченко Василий Иванович. Год быка

1992. Картон, масло. 70х90

 

Аносов Владимир Георгиевич. Портрет матери

2003. Оргалит, масло. 60,2х72 см

 

Аносов Владимир Георгиевич. Автопортрет

2002. Оргалит, масло. 61,5х70 см

 

Аносов Владимир Георгиевич. Русская дорога

2003. Оргалит, масло. 65х80 см

 

Белых Александр Александрович. Бог Абдал - покровитель и защитник животных. Триптих. Левая часть. Рождение пастушонка

2006. Холст, масло. 211,5х80 см

 

Белых Александр Александрович. Бог Абдал - покровитель и защитник животных. Триптих. Правая часть. Защита животных и месть охотникам Богом Абдалом

2006. Холст, масло. 211,5х80 см

 

Белых Александр Александрович. Бог Абдал - покровитель и защитник животных. Триптих. Центральная часть. Рождение пастушонка (Воскрешение животного)

2006. Холст, масло. 211,5х128 см

 

Белых Александр Александрович. Бой. Правая часть триптиха "Ополчение Минина и Пожарского"

2005. Холст, масло. 193х70 см

 

Белых Александр Александрович. Плен. Левая часть триптиха "Ополчение Минина и Пожарского"

2005. Холст, масло. 193х70 см

 

Белых Александр Александрович. Ополчение Минина и Пожарского. Центральная часть одноимённого триптиха

2005. Холст, масло. 195,5х141,5 см

 

Леонов Павел Петрович. Любовь в лесу

2004. Холст, масло. 92х76 см

 

Казьмина Мария Георгиевна. Уголок базара

1969. Ткань, масло. 61,5х81,5 см

 

Майкова Любовь Михайловна. Пейзаж

1988. Оргалит, масло. 49х70 см

 

Мизинов Владимир Фёдорович. Влюблённая пара. Индюки

1998. Холст, масло. 70х80 см

 

Мизинов Владимир Фёдорович. Кот Вася

1993. Холст, масло. 70х80 см

 

Майкова Любовь Михайловна. Селище

1991. Оргалит, масло. 51х78,3 см

 

Майкова Любовь Михайловна. Прощай

1991. Оргалит, масло. 51х78 см

 

Ржанников Михаил Александрович. Натюрморт

1999. Оргалит, масло. 49х68 см

 

Ржанников Михаил Александрович. Радость лета

1999. Оргалит, масло. 50х66 см

 

Ржанников Михаил Александрович. Летний натюрморт

1981. Картон, масло. 71х53 см

 

Ржанников Михаил Александрович. Пионы

1992. Холст, масло. 68х48 см

 

Ржанников Михаил Александрович. Весенние цветы

1991. Картон, масло. 54х40 см

 

Ржанников Михаил Александрович. Дары моего сада

1995. Холст, масло. 65х56 см

 

Кондратенко Алексей Владимирович. Автопортрет

2001. Холст, масло. 56,5х48 см

 

Кондратенко Алексей Владимирович. Святой

1999. Холст, масло. 64х43,5 см

 

Леонов Павел Петрович. А.С. Пушкина приглашают на танец

1998. Холст, масло. 109х160 см

 

Леонов Павел Петрович. А.С. Пушкин прибыл на Кавказ, приветствует кавказский народ. Высокого гостя встречают концертом

1998. Холст, масло. 156х198 см

 

Леонов Павел Петрович. А.С. Пушкин приглашён в цирк

1998. Холст, масло. 160х111 см

 

Швецова Таисия Александровна. Полтавская победа

1998. Холст, темпера, гуашь, масло. 53,5х85,5 см

 

Швецова Таисия Александровна. Барышня-крестьянка

1998. Холст, темпера, гуашь, масло. 62х88 см

 

Швецова Таисия Александровна. Тропа к Пушкину

1998. Холст, темпера, масло, гуашь. 62,7х84 см

 

Мизинов Владимир Фёдорович. Пастух

1990. Холст, масло. 70х80 см

 

Мизинов Владимир Фёдорович. Крещение

1991. Холст, масло. 80х70 см

 

Мизинов Владимир Фёдорович. С Богом вместе

1992. Холст, масло. 80х70 см

 

Медведева Екатерина Ивановна. Рождество Христово

1997. Шифон, акрил. 104х81 см

 

Кондратенко Алексей Владимирович. Лицеисты

1998. Холст, масло. 43х33 см

 

Кондратенко Алексей Владимирович. Детство Пушкина

1998. ДВП, масло. 61х41 см

 

Кондратенко Алексей Владимирович. Перед дорогой

1998. Холст, масло. 62х75 см

 

Мизинов Владимир Фёдорович. Павлин

1993. Холст, масло. 70х80 см

 

Мизинов Владимир Фёдорович. Одиночество

1994. Холст, масло. 60х50 см

 

Реченский Павел Иванович. Из бездны к столу

1998. Картон, темпера. 40х33 см

 

Реченский Павел Иванович. Страдальцы за истину

1998. Картон, темпера. 40х33 см

 

Реченский Павел Иванович. Память с дарами

1998. Картон, темпера. 40х33 см

 

Реченский Павел Иванович. Карнавал в деревне

1997. Картон, темпера. 40х33 см

 

Реченский Павел Иванович. Не жги крылья

1998. Картон, темпера. 40х33 см

 

Реченский Павел Иванович. Русские музыканты

1994. Холст на оргалите, темпера. 64,5х54 см

 

+7(495) 301-03-48
© Музей наивного искусства
Ideas4Web