Skip to main content
Департамент культуры Москвы
+7 (495) 608-52-21
107045, Москва, Малый Головин переулок, 10
+7 (495) 301-03-48
111396, Москва, Союзный проспект, 15а
+7 (499) 367-45-81
105043, Москва, Измайловский бульвар, д.30

Виртуальная выставка "Животина"

Изображения животных издревле прочно вошли в мир народного искусства – через мифы, сказки, басни, народную игрушку, росписи и т.п. Их образы использовали для описания мира людей, их порядков и обычаев. На животных часто переносят черты характера людей, создавая особую анималистическую символику: лев – храбрость, сила, власть, справедливость; лиса – хитрость; волк – мощь, агрессия; змея – мудрость, коварство, опасность и т.д. Анималистика как жанр в истории искусства часто связана с символизмом и аллегорией, цельно описывающими мир, и лишь в позднее время – с натурализмом, точным изображением различных видов животных. Казалось бы, художники-наивы, которых привыкли представлять живописцами радости и гармонии, в своем стремлении гармонизовать мир должны часто обращаться к анималистике, но нет, это редкость! Куда чаще наивы разрабатывают сложные сюжеты, связанные со своим жизнеописанием. Исключение тут может составить только Алевтина Пыжова, для которой животные – излюбленные персонажи, и Александр Белых, часто сам себя ассоциировавший с хищником.

В целом, подход художников-наивов к изображению животных мало чем отличается от подхода художников академического толка. Они переносят на животных свои черты или желаемые черты их возлюбленных или недругов (Белых, Пыжова), они пишут своих кошек и собак со всей возможной любовью и умилением (Пыжова, Блинов, Мизинов, Соловьёв), они, в конце концов, просто пишут их для красоты (Климов, Ведовато, Немиш). Значительно реже у наивов проявляются распространенные мифологические или религиозные сюжеты, связанные с животными (Генераленко).  

Ещё одна сторона анималистического жанра в наивном искусстве – изображение крестьянского труда и праздников, которые не мыслятся без присутствия животных: разнообразная животина – непременный спутник сельчан. Такие работы свойственны художникам-наивам, не понаслышке знакомым с тяготами и радостями сельской жизни (Сарычев, Аладашвили, Моисеева).

Особняком в экспозиции представлены работы Кати Ющенко, сельской ученицы знаменитой художницы-самоучки Марии Примаченко, которая выработала свой уникальный стиль, опираясь на народные орнаменты и условные изображения животных. Её фантастические звери вышли из мира воображения, лишь отдаленно напоминая нам кого-то из реального мира.

Животные во все времена – классический объект, которым можно любоваться и восторгаться, которые не отринут свой «портрет» как неудачный или непохожий, не воспротивятся неуместному сюжету и не будут оспаривать наши интерпретации, коих у каждого найдется немало.

 

Юшкевич Валентин Серапионович. Цель вижу — атакую

1992. Картон, смешанная техника. 48х79 см

 

Ющенко Катя. Фантастический зверь

Бумага, гуашь. 38,5х56,5 см

 

Пыжова Алевтина Дмитриевна. Бегство

2005. Холст, масло. 56х40,7 см

 

Пыжова Алевтина Дмитриевна. Бульдог

2000. Ткань, масло. 23х40,6 см

 

Пыжова Алевтина Дмитриевна. Тигр с пантерой

2001. Ткань, масло. 35,7х53,6 см

 

 

Белых Александр Александрович. В последний час

2009. Холст, масло. 70х50 см

 

Голошубов Андрей Тихонович. А Бог хозяин медведей

2012. Оргалит, масло. 59х70 см

 

Базыленко Стефания Ивановна. Кошка-мать на пожаре

2005. Картон, масло. 70х50 см

 

Гвидо Ведовато. Кот

2009. Холст, масло. 30х40 см

 

Голошубов Андрей Тихонович. Даниил во рве львином

2008. Оргалит, масло. 74х60 см

 

Степина Тамара Петровна. Тени, звери и надежды

2002. ДВП, масло. 50х40 см

 

Степина Тамара Петровна. Праведность

2004. Холст, масло. 70х50 см

 

Пыжова Алевтина Дмитриевна. Мирный водопой

2001. Оргалит, масло. 70х79,3 см

 

Степина Тамара Петровна. Прибрать к рукам

2015. Холст на картоне, масло. 50х40 см

 

Аладашвили Александр. Молотьба

1969. Холст, масло. 60х85,5 см

 

Пыжова Алевтина Дмитриевна. Охота

2003. Холст, масло. 36,8х60 см

 

Сарычев Иван Семёнович. Пастух

1982. Бумага, масло. 48х36 см

 

Раудоникине Дангуоле. Гонки на озере Сартай

1989. Картон, масло. 50х70 см

 

Хохлов Вячеслав Сергеевич. Русский сфинкс

Ткань, масло. 50х40 см

 

Соколов Сергей Федорович. Панно "Терзание"

2017. Мебельный щит хвойных пород, акрил. 40,4х48,2х1,7 см

 

Блинов Герман Владимирович. Кошки

1992. Картон, масло. 33,7х48 см

 

Белых Александр Александрович. Не уходи, не будь жестока, мы поссорились не всерьёз!...

2009. Холст, масло. 70х50 см

 

Сарычев Иван Семёнович. Масленица

1982. Картон, масло. 35х49 см

 

Папикьян Роберт Татевосович. Похищение Европы-3

2001. Холст, масло. 60х70 см

 

Блинов Герман Владимирович. Мальвы

2001. ДВП, масло. 85х68 см

 

Пыжова Алевтина Дмитриевна. Материнство

2005. Холст, масло. 49,3х38,3 см

 

Пыжова Алевтина Дмитриевна. В огороде

2000. Ткань, масло. 63,7х58,7 см

 

Нехоношин Борис Петрович. Снежный барс

1998. Оргалит, эмалевая живопись. 35х44 см

 

Хохлов Вячеслав Сергеевич. Сельский мотив

Оргалит, масло. 50х40 см

 

Генераленко Геннадий Михайлович. Выкармливание зверёнышей

1999. Холст, темпера, акрил. 80х100 см

 

Немиш Юрий Дмитриевич. Табун

2000. Оргалит, масло. 35х46 см

 

Швецова Таисия Александровна. Встреча

1998. Оргалит, масло. 20,5х51,5 см

 

Моисеева Антонина Максимовна. Двор бабы Мани

2005. Холст, масло. 64,5х70 см

 

Генераленко Геннадий Михайлович. Похищение Европы

1999. Холст, темпера, акрил. 80х100 см

 

Алевтина Дмитриевна Пыжова. Друг

1998. Фанера, темпера. 29,5х40 см

 

Соловьёв Анатолий Петрович. Кот Вася

2006. Холст, масло. 40,5х59,5 см

 

Сарычев Иван Семёнович. Обмолот снопов на току (конная тяга)

1986. Картон, масло. 35х50 см

 

Старовойтов Владимир Савельевич. Хвалынский петух

2004. Оргалит, масло. 70х70 см

 

Раудоникине Дангуоле. Гонки

1989. Картон, масло. 50х70 см

 

Пыжова Алевтина Дмитриевна. Поцелуй

2000. Холст, масло. 55х52 см

 

Гвидо Ведовато. Пейзаж с коровой

2012. ДВП, масло. 25х35 см

 

Ющенко Катя. Фантастический зверь

Бумага, гуашь. 41х57,5 см

 

Мизинов Владимир Фёдорович. Моя собака Чана

1994. Холст, масло. 80х70 см

 

Климов Юрий Николаевич. Кони

1988. Холст, масло. 69х60 см

 

Моисеева Антонина Максимовна. Старик с петухом

2004. Оргалит, масло. 69х47,5 см

 

Боброва Элеонора Михайловна. Кот-рыболов

1997. Оргалит, темпера. 80х76,5 см

 

Пыжова Алевтина Дмитриевна. Ягуар

2000. Ткань, масло. 39,6х55,2 см

 

 
 
 

+7(495) 301-03-48
© Музей наивного искусства
Ideas4Web