Skip to main content
Департамент культуры Москвы
+7 (495) 608-52-21
107045, Москва, Малый Головин переулок, 10
+7 (495) 301-03-48
111396, Москва, Союзный проспект, 15а
+7 (499) 367-45-81
105043, Москва, Измайловский бульвар, д.30

Пять имён

Фонды Музея русского лубка и наивного искусства постоянно обогащаются. Выставка «Пять имен» рассказывает о новых поступлениях, приобретённых музеем в последние два года. Экспозиция сформирована таким образом, что с одной стороны, позволяет каждому автору раскрыться, прозвучать в полную силу, а с другой – презентует яркую и многоликую панораму наивного искусства.

 

Александр Владимирович Емельянов.

«Врач, преподаватель и художник... вообще мне нет предела...», – так говорит о себе Александр Емельянов. Сложно с первого взгляда оценить масштаб личности этого удивительного человека и разобраться во всем многообразии его творчества: он живописец и скульптор, создатель грандиозных арт-объектов и инсталляций, он прозаик и «свободный философ», автор ряда сочинений на тему альтернативной библейской истории. Всем искусствам Емельянов обучался самостоятельно, по наитию нащупывая художественные решения, полагаясь лишь на интуитивное чутье.

Он родился в 1964 году в городе Ходжейли, окончил Ташкентский педиатрический медицинский институт, защитил кандидатскую диссертацию. Позже связал свою жизнь с вооруженными силами, где работал врачам.

Живописная вселенная, созданная Емельяновым, питается профессиональными знаниями автора, поэтому пронизана медицинской и военной тематикой. Произведения художника  изображают реальность, опрокинутую в мир фантазии, где обыденные предметы преображаются за счет неожиданного соседства, где все словно увидено детским взглядом – все кажется игрушечным и одновременно одушевленным.

Лейтмотив его творчества – образ чайника. Почему же именно чайник? Во-первых, по словам автора, «чай для “русского узбека” – это многое», во-вторых, для Емельянова крайне важен сюжет о новичке, первооткрывателе, наивном исследователе – «чайнике-неумехе», каковым он сам и является.

 

 Дан Семёнович Маркович.

Дан Семёнович родился в 1940 году в Тарту. Окончил медицинский факультет, затем аспирантуру, где ему была присвоена степень кандидата биологических наук.  Около 20 лет работал в Институте АН СССР в Пущино. 1986 год перелома: он оставляет науку и полностью посвящает себя живописи, литературе и фотографии. В его творческой биографии есть прецедент: учёба у нонконформиста Евгения Измайлова, который, казалось бы, должен исключить Дана Марковича из рядов наивов. Но сам художник называет себя самоучкой, говорит: «…учился совершенно неправильно у хороших художников, копировал по-своему». Хотя в его творчестве слышны отголоски живописных стилей Сезанна, Сутина, Руо и Марке (то есть всех тех, кого он любит), но в тоже время Дану Марковичу удалось сделать свой художественный голос выразительным, узнаваемым и самобытным.

Георгий Ефимович Миронов.

Миронов Георгий Ефимович (1941 - 2018). Филолог из Петрозаводска, журналист, доктор исторических наук, автор многочисленных публикаций о южных и западных славянах, о западноевропейском и русском искусстве. Его трудовая биография полна крутых поворотов: он работал главным редактором «Информкультуры» Министерства культуры СССР, был ведущим научным сотрудником Российской государственной библиотеки, занимал пост главного специалиста в Генпрокуратуре, а в сложный период 90-ых годов даже подрабатывал созданием остросюжетных детективных романов.

В последние годы жизни Миронов страдал болезнью Паркинсона, и рисование стало для него терапией, занятием, продлившим жизнь. Он написал около тысячи натюрмортов, пейзажей, фантастических композиций, витражей, картин маслом на стекле, пластике, фанере и других подручных материалах (изредка на холсте). Декоративная, орнаментальная манера художника менялась вместе с прогрессированием болезни и в итоге "очистилась" от лишних деталей, а вместе с этим пластика заострилась и приобрела какую-то особенную выразительность.

 

Юрий Михайлович Федотов.

Юрий Михайлович Федотов родился в деревне Глинки Истринского района Московской области в 1954 году, но вскоре переехал с матерью в город Реутов. В школе Юрий увлекся боксом. В 1972 году он стал чемпионом Москвы среди юношей в тяжелой весовой категории. Далее стремительно развивается карьера боксера, но, внезапно оставив спорт, он уезжает в Ташкент поступать в театральный институт на вокальное отделение. Поступив, он начинает выступления со своим педагогом по югу СССР, но затем Федотов делает новый резкий поворот в своей жизни: уезжает в Москву и становится дворником, живя в центре города. В свободное время он начинает писать свои картины, которые отражали его философские искания. Кроме того, писал стихи и музыку, самостоятельно освоил гусли, баян, флейту. Уже в зрелом возрасте он попал в организацию «Богородичный центр» и стал ездить с миссиями по тюрьмам. Но и это со временем он оставил, вернувшись в Реутов. Участвовал как художник в выставках в Реутове, Железнодорожном и Балашихе, посещал литературную студию, выступал как бард. Умер на 63 году жизни, оставив самобытное наследие в виде песен, стихов и нескольких картин.

 

 Клер Роше (Светлана Андреевна Шепелевич).

«Моя жизнь началась в копне соломы, может, поэтому я предпочитаю открытие пространства», – такими словами начинает Клер Роше своё жизнеописание. Будущая художница родилась не в стерильной больничной палате, а среди снопов в селе Бышев Винненцкой области в Украине 4 апреля 1948 года. В 1971 году «осела» в Москве, окончила факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, вышла замуж и родила двоих детей.

Светлана Андреевна – это человек с богатым культурным багажом, с детства интересующийся мировым художественным наследием. Однако собственные художественные опыты ей удалось реализовать лишь в возрасте 45 лет: «Было лето, дети ушли с бабушкой в Сокольники. Какое-то непонятное чувство гложило меня. И тогда подумалось, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. На кухонном подоконнике лежали тюбики темперы и кисти. Мне почему-то подумалось: дети рисуют, а я…».

«Я пишу энергию», – говорит Клер Роше. Размашистые мазки, напоминающие раскаленные энергетические сгустки, формируют и персонажей, и фон картины, создают некое инобытие, которое «невозможно выдумать, оно приходит само». Поиск не правдоподобия, а правды, подражание не жизни, а силам, рождающим жизнь, – это и есть негласное кредо художницы.

 Выставка – знак бесконечной признательности Музея всем дарителям, которые внесли и вносят свой вклад в пополнение коллекции Музея русского лубка и наивного искусства как неотъемлемой части Музейного фонда Российской Федерации. Все пять имён – не из самых известных для любителей наива, но все они – очень интересные и самобытные художники, со своим видением, манерой и замыслом. Совершенно друг на друга не похожие, они объединены вдумчивой сосредоточенностью, погруженностью в собственные живописные миры.

Контакты

Музейно-выставочный центр "Дача"
+7 (495) 301-03-48
факс: +7 (495) 301-03-48
musnaive@gmail.com
111396, Москва, Союзный проспект, 15а
Ст. метро "Новогиреево", выход из последнего вагона, по подземному переходу налево, пешком около 240 м. до пересечения 5-го проспекта Новогиреево и Союзного проспекта.


пн, вт - выходные дни
ср - с 12-00 до 19-00
чт - с 12-00 до 21-00
пт - с 12-00 до 19-00
сб, вс - 12-00 до 18-00
Оплата только наличными
или картой "Тройка"

Ближайшие события в музее

+7(495) 301-03-48
© Музей наивного искусства
Ideas4Web