Skip to main content
Департамент культуры Москвы
+7 (495) 608-52-21
107045, Москва, Малый Головин переулок, 10
+7 (495) 301-03-48
111396, Москва, Союзный проспект, 15а
+7 (499) 367-45-81
105043, Москва, Измайловский бульвар, д.30

Народная графика и графика народа

Со школьной скамьи мы усвоили правило: от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Но всё оказывается иначе, если эту арифметическую аксиому перенести в пространство языка и того паче – изображения. Такие схожие на первый взгляд явления как народная графика и графика народа на поверку оказываются разнесенными на разные полюса изобразительных практик.

Интерес к народной культуре и фольклору, зародившись в СССР в 1960-х годах, привел к появлению плеяды профессиональных художников-графиков, занимавшихся "аранжировкой русского лубка", другими словами, переосмыслением и интерпретацией пластики и сюжетики лубочной картинки. В 1982 году под руководством Виктора Пензина в Москве была образована мастерская народной графики "Советский лубок", члены которой (Олег Подкорытов, Дмитрий Уздемир, Анатолий Петухов, Людмила Улыбина и др.) осознанно погружались в лубочную систему, преобразовывали материал лубка в собственных произведениях, развивая ключевую особенность народной картинки: композиционно-пластическое соединение слова и изображения на плоскости листа.

Виктор Петрович Пензин был не только активным и настойчивым организатором, но и блестящим художником, вдохнувшим новую жизнь в лубочные сюжеты. Образы солнца и луны, хрестоматийные для традиционного лубка, "перекочевали" в его графику ("Пусть всегда будет солнце"). Соратник Пензина Дмитрий Уздемир умело обыгрывает в своём творчестве традиционный для светского потешного лубка XVIII века сюжет карликов и карлиц (отметим, что ранее в 1914-1918 гг. образы уродливых карлика и карлицы были "воскрешены" в сатирической серии на тему Первой мировой войны ("Жена немецкого Людоеда Августа")). Образ казачки на листе Анатолия Петухова заставляет вспомнить народную картинку "Ах, матки мои, вор пришёл ко мне во двор". Изображения солдат и наездников в работах Пензина, Сорокина, Улыбиной отсылают к образам и стилистике военного лубка.

Лубок, издревле ориентированный на широкую публику, оказался в руках советских графиков-профессионалов и получил иное наполнение. Если лубок XVII – нач. XX вв., будь то кустарно-народный или со временем вполне ремесленный, расходился многочисленным тиражом в народной среде и предназначен был для увеселения, моления или знакомства с новостями военных кампании, то "аранжировка лубка" сер. XX –XXI вв. выходила ограниченным тиражом с целью быть представленной на выставках и снискать славу её автору. Подытожим: профессиональные мастера, выходцы из мастерской народной графики и окрестившие своё искусство "народная графика", рассматривали лубок как художественный стиль, эстетизируя и преображая его, эксплуатируя лубочную образность и пластику в своем творчестве.

Обратимся теперь к графике народа. Здесь речь пойдет о людях, не имеющих художественного образования, но в какой-то момент жизни решивших посвятить себя искусству. Таких мастеров называют наивами, самодеятельными или инситными художниками. Каждый из этих художников – яркая индивидуальность, каждый рассказывает свою историю в уникальной пластической системе.

Есть среди авторов крестьяне, такие как уроженка Среднего Урала Нина Варфоломеева. В 13 лет из-за смерти матери она стала единственной кормилицей в семье и, даже не окончив школу, посвятила себя крестьянскому труду. Графика Нины Варфоломеевой – отражение её жизни в сибирской деревне: работа в поле, выпас скота, народные праздники. Есть среди наивов и истинные аристократы – страстный путешественник и агроном Борис Павлов, чьё изобразительное наследие являет собой попытку внутренней миграции в мир грёз и видений. И священники – Валентин Юшкевич, запечатлевший в неканоническом виде образы и сюжеты библейской истории. Представлена в экспозиции и графика Игоря Захарова, визуализирующая поиски смысла жизни и истины. 

Графика народа – это многоголосный хор непрофессиональных авторов, где каждый поёт о своём, но вместе они звучат единым народным гласом. Если у художников профессионалов, причисляющих себя к мастерам народной графики, общим знаменателем является старинная лубочная картинка, то для так называемой графики народа нет и не может быть единого образца для подражания, для мастеров самоучек ориентиром является только собственное сердце, ведущее по трудному и прекрасному пути искусства.

FOLK GRAPHICS AND GRAPHICS OF THE FOLK

Folklore and folk culture emerged as an area of interest for Soviet professional artists in 1960s. Later in 1982 the project group of folk graphics was created in Moscow by Victor Penzin. This group united the artists who dedicated their work to development and interpretation of the plots, themes and images of lubok drawings. They have maintained and developed the key feature of lubok prints: the conjunction of written text and visual image. Nevertheless the main ideas of the folk art and professional art differ greatly: lubok as anonymous graphics of the folk was aimed for a wide audience to entertain people, inspire for praying or inform about the political news, though professional lubok artworks were created for exhibition halls as a manifestation of the artist's abilities. This exhibition also presents a third way of practicing folk art: the exciting variety of naive artists, who have no professional education, but are deeply connected with the folk culture and are able to transform it into their own unique style.

Ближайшие события в музее

Cмотрите действующие выставки!

+7(495) 301-03-48
© Музей наивного искусства
Ideas4Web