Skip to main content
Департамент культуры Москвы
+7 (495) 608-52-21
107045, Москва, Малый Головин переулок, 10
+7 (495) 301-03-48
111396, Москва, Союзный проспект, 15а
+7 (499) 367-45-81
105043, Москва, Измайловский бульвар, д.30

ПРОСТО_ТАК

«Когда я размазываю краску или тушь, меня так завораживают создающиеся разводы, что я не в силах насиловать изображение, я только маленько подправляю», ― так просто и скромно рассказывает о создании картин Ася Флитман. Но внимательный слушатель понимает: этой фразой художница стремится подчеркнуть самоценность процесса творения. Уловить вибрации живописного материала, не думать об итоге и «раствориться» в становлении картины ― вот о чём говорит Ася Флитман, а вместе с ней и всё искусство наива.

Ася появилась на свет 62 года назад в Москве в семье потомственных математиков. Традиции рода определи её ближайшее будущее: физико-математическая школа, затем факультет прикладной математики в институте. Учёба шла из рук вон плохо, взаимоотношения со сверстниками складывались с трудом ― отдушиной было рисование. Повинуясь мощному внутреннему импульсу, она по наитию осваивала художественные техники. Главными наставниками стали для неё молчаливо висящие на стенах работы дедушки, которые тот создавал в свободное от научной деятельности время. И если для деда живопись существовала только в формате хобби, то для внучки сделалась делом и смыслом жизни.

Ася Флитман. Церковь за деревьями. 2011
Ася Флитман. Церковь за деревьями. 2011

 

На сегодняшний день за плечами художницы более десятка выставок в России и за рубежом, иллюстрация пяти книг (сборники стихов Германа Лукомникова, сказки Сергея Седова, стихи Марины Геогадзе). Несмотря на приобретенную известность, цель её искусства не изменилась: как много лет назад, будучи маленькой девочкой, она с помощью красок выстраивала убежище от горестей и бед, так же продолжает делать и сейчас. В таком убежище время от времени нуждается каждый, в этом, очевидно, и заключён секрет притягательности творчества Аси Флитман.

Мировое культурное наследие хранит классический пример обращения к мотиву земного приюта – стиль «бидермейер». Безусловно, неверно ставить знак равенства между творчеством самоучки XXI века и художественным течением первой половины XIX века, но при множестве различий их объединяет главное: умение находить поэзию в обыденном и радоваться простым вещам. В любом будничном событии, будь то поездка в метро или семейная прогулка, Ася способна увидеть свет божественной красоты и первозданной гармонии мира. Тем самым как бы вторя хрестоматийной фразе Оскара Уайльда: «Красота в глазах смотрящего».

Ася Флитман. Все люди - ангелы.  2017

 

Искусство Аси Флитман соткано из образов воспоминаний, сновидений и впечатлений, здесь есть и прямые отсылки к реальности, и совершенно фантастические сюжеты: изображения снежных птиц-великанов соседствуют с жанровыми сценками «У метро». Но при разности тем и подходов незыблемым остается лишь одно: Ася каждой своей работой создает особый приют жизни, внимательно и добро устроенный. Делает это потому, что не может жить иначе. Ведь для неё, как и для многих других художников-наивов, «творческий процесс ― жизнь души».  

Ближайшие события в музее

+7(495) 301-03-48
© Музей наивного искусства
Ideas4Web