Skip to main content
Департамент культуры Москвы
+7 (495) 301-03-48
111396, Москва, Союзный проспект, 15а
+7 (499) 367-45-81
105043, Москва, Измайловский бульвар, д.30
+7 (495) 608-52-21
107045, Москва, Малый Головин переулок, 10

Жизнь - обман

Открытие выставки: 12 октября 2017 года в 17:00 (вход свободный).


Музей русского лубка и наивного искусства представляет в своих стенах вторую персональную выставку О.Ю. Лопатухина, самобытного художника наивной живописи из Рязани. Выставка «Жизнь – обман» приурочена к 70-летнему юбилею художника и 10-летнему юбилею его занятий живописью.

Олег Юрьевич  родился в 1947 г. в Киеве в семье офицера. Семья переехала в Рязань в 1962 г., где Лопатухин поступил в Рязанский медицинский институт, из которого был отчислен в 1970 г. (как уверяет сам художник – «за антисоветчину») и смог успешно завершить обучение уже в Ярославле. Работал врачом в разных городах России, а ныне живёт в Рязани, где до последнего времени работал анестезиологом-реаниматологом в ГКБ №10. Лопатухин не сразу взялся за кисть, в 1990-е гг. занимался декоративно-прикладным искусством, пробуя себя в гончарном промысле и изготовляя декоративные плакетки для музеев Мстёры, Суздаля, Владимира, Гусь-Хрустального. Эти занятия нашли своё отражение и в живописи художника. Первые живописные опыты Лопатухина произошли почти случайно, в 2007 году – расписав разделочную доску для жены, Олег Юрьевич увлёкся и всерьёз занялся живописью. Последующие годы Олег Юрьевич провел несколько выставок в Рязани и Гусь-Хрустальном, принял участие в Московском международном фестивале наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фестнаив» в 2010, 2013 и 2017 гг.

Выставка «Жизнь – обман» посвящена размышлению о природе жизни. В экспозиции выделяются три содержательных блока – «философский пейзаж», «политика» и «баталии», – перекликающихся между собой не только по сложному сюжету, но и по манере исполнения. В блоке «философский пейзаж» центральной является работа «Жизнь – обман с чарующей тоскою», отсылающая к есенинским стихам, которые заканчиваются строками:

 

На земле, мне близкой и любимой,

Эту жизнь за все благодарю.

 

С огромным опытом художник охватывает взглядом жизнь внутреннюю и окружающую, с благодарностью и теплом принимая её разные стороны.

Умирание и перепревание в его картинах не означает остановку жизни – так по дну бывшего океана движутся верблюды, а свидание лосей происходит на берегу бурного моря рядом с могилой. Смерть – это часть жизни: нередок у Лопатухина мотив момента нападения хищной птицы на свою жертву («Болото», «Болотная жизнь», «Лиса хитра, да шкуру её продают…»), а на картине «Болотная площадь» на охоту выходит человек, бьющий уток влёт. Но вот стрекоза обманывает лягушку, сидя у неё на голове, будто дразня, а вокруг расстилается сильная жизнь растительного мира, обагренная то ли закатной, то ли рассветной зарёй. Небо, его главенство над всем дольним миром, очень важный «персонаж» картин Лопатухина – первая персональная выставка в МРЛИНИ так и называлась «Небеса русской истории».

Большой удачей в творчестве Лопатухина являются яркие «батальные» работы с использованием выразительных элементов народных промыслов. Вообще, мезенские кони и птицы – частый гость на картинах О.Ю. Лопатухина. Концепт противостояния из животного мира плавно переходит в мир человеческий: и, как часто в летописных миниатюрах и даже иконах, противоборствующие стороны не отличить друг от друга – их отличают лишь знаки: надписи, а под небом-то все равны.

 

Самым представительным блоком на выставке «Жизнь – обман» является философский пейзаж, часто с мистическим остранением и пестрым колоритом, дробящейся композицией, вынуждающей ухватывать детали и долго разгадывать замысел художника. Даже простые с виду работы Лопатухин называет в кажущееся противоречие с изображенным – «Измена», «Болотная площадь», «Магия любви», «Вечер надежды», «Неизбежность выбора», вкладывая в них другой, неочевидный смысл.

Профессия врача также отложила отпечаток на манеру и сюжетные решения художника. В работах «Острова» и «Смерч из окна операционной» препарированное, разъятое огромное женское тело – его мышечная структура – преображается и становится не то рыбьим хвостом, не то развёрстым порталом в другие миры, не то разливающейся водой (ещё одним важным «персонажем» картин Лопатухина). Вода же часто не просто течёт – она изливается водопадом из мира иного (как на картинах «Жизнь – обман с чарующей тоскою» и «Смерч…»).  

Живописная техника художника своебразна: он практически исключительно пишет на грубом, фактурном оргалите (ДВП), предпочитая темперу или гуашь, краски нюансные, из-за чего создается впечатление дробности, дрожания, рассыпания живописного полотна, особенно в работах насыщенных деталями. Этот странный эффект затрудняет восприятие и без того неподатливых картин, заставляет искать ракурс, точку рассмотрения, но потом глаз вдруг отдыхает и сердце успокаивается на пейзажных работах с насыщенным ровным цветом («Зимний пейжаз со стогами», «Утренняя сказка», «Хозяин горы»).

Завершая размышления о выставке, можно сказать, что картины Лопатухина обманчиво просты или явно сложны – как сама жизнь. «Грамотная, в нужное время и в должном месте используемая ложь есть преимущество в естественном отборе», – как говорит сам художник, уже вполне осознающий свои творческие силы и возможности.

С.В. Белов, заместитель директора

по экспозиционно-выставочной деятельности

ГБУК г. Москвы «Музей русского лубка и наивного искусства»

Контакты

АРТ-Измайлово
+7 (499) 367-45-81
факс: +7 (499) 367-45-81
musnaive@gmail.com
105043, Москва, Измайловский бульвар, д.30
Ст. метро «Первомайская», выход из первого вагона, по подземному переходу налево, пешком около 300 м. до Измайловского бульвара, д. 30



Пн, вт - выходные дни
ср - с 12-00 до 19-00
чт - с 12-00 до 21-00
пт - с 12-00 до 19-00
сб, вс - 12-00 до 18-00
Фотосъемка - 100 руб.


Взрослый - 150 руб.
Льготный - 100 руб.

Ближайшие события в музее

+7(495) 301-03-48
© Музей наивного искусства
Ideas4Web