Skip to main content
Департамент культуры Москвы
+7 (495) 301-03-48
111396, Москва, Союзный проспект, 15а
+7 (499) 367-45-81
105043, Москва, Измайловский бульвар, д.30
+7 (495) 608-52-21
107045, Москва, Малый Головин переулок, 10

Выставка «И всё это – наив» в Павловском Посаде

Выездная выставка из коллекции Музея русского лубка и наивного искусства пройдет с 31 марта по 6 мая в Павловско-Посадском историко-художественном музее.

Наивное искусство возникло в отдалённые времена. Потребность украшать у человека появилась тогда же, когда и потребность себя одевать. Наивное искусство — это искусство аборигенов, родовых племён, украшавших свои вещи и жилища. Развитие наивного искусства происходило в разные исторические периоды, добавляя этому виду творчества новые компоненты.  В России  примитив имел религиозный характер. В домах верующих людей бытовала примитивная иконопись: они сами, без канона, писали иконы, иногда даже используя палочки, а не кисти. Можно отнести к наиву и непрофессиональную, но талантливую живопись крепостных художников, которая выходила из иконописи и для которой иногда потребность выразить идею, передать образ была важнее достоверности или портретного сходства; и семейные дворянские альбомы, когда к хозяину приходили гости и оставляли в альбоме какую-то дружескую запись, стихотворение и рисуночки. Культура наива была и светской, и низовой, и наднизовой: вспомните, как магазинчики и лавочки украшали себя вывесками, которые художник-самоучка рисовал в качестве, как мы бы теперь сказали, средства визуальной коммуникации.

Сегодняшних наивных художников отличает то, что они всю жизнь работали в своей профессии и думать не думали, что когда-нибудь будут рисовать. Это люди самых разных профессий и уровня образования: крестьяне, водители, учителя, милиционеры, таможенники, военные — словом, все. Всю жизнь они много и тяжело работали. К творчеству наивные художники приступают, когда характер их мировосприятия уже сформировался. До определённого переломного момента в своей жизни они не только не помышляли о том, чтобы стать художниками, но многие даже и не предполагали, что такое с ними может случиться. Незаурядные личностные качества этих людей позволили им преодолеть барьер, отделяющий их предыдущую обыкновенную жизнь от нового существования, в котором они обрели возможность творить. Интуитивное озарение, знаменующее начало творческой деятельности, может настигнуть человека и в 25, и в 75 лет. Это всегда экстремальный душевный порыв, всегда страстное желание высказаться и всегда происходит под влиянием внешнего стрессового или глубокого внутреннего духовного воздействия. Катализатором запуска творческого процесса может стать тяжёлая болезнь, смерть близкого человека, одиночество, сильное эстетическое потрясение. 

Наивный художник стихийно осознаёт необходимые формальные требования живописи и спонтанно повинуется им. Долгие поиски формы и содержания, огромная подготовительная работа, свойственные профессиональному художнику, неведомы наивному. Он не делает предварительных эскизов, не пишет этюды. Он произвольно реализует внезапный творческий порыв, обычно работая быстро в один приём, не придавая значения отделке формы. Форма и технология у него всегда вторичны и строго субъективны. Для наивного художника всегда важно содержание, ради него он начинает писать картины. 

Музей русского лубка и наивного искусства специализируется на исследовании, хранении и экспонировании произведений наивного искусства. Музей поддерживает творческую деятельность наивных художников со всей России, устраивая десятки сменных выставок в стенах своих залов, на примузейных культурных площадках под открытым небом и в музеях других городов России и зарубежья. Под эгидой музея в режиме триеннале проводится международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фестнаив»; следующий, пятый по счёту фестиваль состоится в 2017 году.

Многие из представленных на данной выставке художников творили в позднесоветское время, подарившее современному зрителю мастеров, ныне считающихся классиками. Таков В.В. Григорьев, кузнец, окончивший фабрично-заводское училище. В зрелом возрасте он начал создавать картины, наполненные уютными, родными и солнечными образами сельской жизни. Таков В.И. Макаров, романтик и тонкий психолог, соединявший в себе исключительный живописный талант и «технический» склад ума научного сотрудника Академии наук. Публике также хорошо знакомы имена А.В. Суворова, В.Н. Петрова и Э.М. Бобровой, самобытных живописцев и графиков, воплотивших в своих произведениях искренность, теплоту и открытость, которые столь ценятся в отечественном наивном искусстве. Уникален графический лист Бориса Петровича Павлова (1888–1964), созданный в 1950-е годы; работая с маленьким форматом, автор, однако, использует чрезвычайно сложные нюансные колористические решения и по-своему трансформирует эстетические импульсы модернизма.

Большинство картин, включённых в экспозицию, принадлежат кисти или перу художников, о которых не так уж давно узнали зрители, искусствоведы и коллекционеры. На выставке также представлены работы зарубежных художников – Стояна Божкилова (Болгария) и Гвидо Ведовато (Италия).

Кто-то из отечественных авторов уже достиг популярности, другим же только предстоит пройти свой путь навстречу публике – но, безусловно, все эти художники достойны самого пристального внимания и душевного признания. Каждый наивный художник уникален и талантлив по-своему, и эта выставка даёт замечательный шанс сравнить и прочувствовать различия между идиллическими камерными работами Ю.А. Тюпина, мощными контрастными картинами А.И. Носова, добродушной анималистикой Р.Т. Папикьяна, аллегорическими композициями И.М. Кветкина и многими другими произведениями, окошками в удивительный мир наивного искусства.  

Выставка будет проходить по адресу: г. Павловский Посад, ул. Большая Покровская, д. 38.

Ближайшие события в музее

Cмотрите действующие выставки!

+7(495) 301-03-48
© Музей наивного искусства
Ideas4Web